Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Понятие качества продукции, работ, услуг 5
1.1 Качество продукции, работ, услуг как правовая категория 5
1.2. Право потребителя на надлежащее качество продукции, работ, услуг 9
2 Административно-правовое регулирование управления качеством продукции, работ и услуг 11
2.1 Особенности регулирования управления качеством продукции, работ и услуг 11
2.2 Проблемы правового регулирования управления качеством продукции, работ и услуг 17
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается усиление интеграционных процессов в мировую экономику, увеличение товарооборота, развитие рынка услуг. При этом данные товары и оказываемые услуги должны соответствовать требованиям по качеству продуктов товаров и услуг. При этом организация управления качеством продукции, работ и услуг возлагается на государственные органы. Исследование административно-правовой организации управления качеством продукции, работ и услуг
Объект исследования общественные отношения, складывающиеся по поводу административно-правовой организации управления качеством продукции, работ и услуг.
Предмет исследования совокупность правовых норм управления качеством продукции, работ и услуг.
Цель исследования исследование административно-правовой организация управления качеством продукции, работ и услуг.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть качество продукции, работ, услуг как правовую категорию;
- изучить право потребителя на надлежащее качество продукции, работ, услуг;
- исследовать особенности регулирования управления качеством продукции, работ и услуг;
- выявить проблемы правового регулирования управления качеством продукции, работ и услуг;
Информационная основа исследования представлена статистическими данными и данными с информационных сайтов.
Методами, используемыми при написании работы, выступает исторический метод, дедукция, анализ и синтез.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя введение две главы заключение и список использованной литературы.
1. Понятие качества продукции, работ, услуг
1.1 Качество продукции, работ, услуг как правовая категория
Изучению вопроса качества работ и услуг посвящены исследования в различных областях, в том числе в экономики, философии и юриспруденции. В связи с темой настоящего исследования необходимо раскрыть понятие качества услуг применяя различные подходы .
С точки зрения философии качество представляет собой существенную определённость вещей. При этом данная определённость относится к каждому объекту материального мира, раскрывая существо данного объекта.
Качество продукции выражается в определенных показателях. Характеризуя денные показатели необходимо обратить внимание на их субъективный характер, выражающий объективные свойства. В числе данных свойств называются вероятность безотказной работы, риск отказа деятельности продукта.
Свойства объектов можно разделить на значительные и незначительные. В случае потери существенных свойств, объекты переходят в другое состояние, появляются новые объекты. Так самолет при крушении перестаёт быть самолетом и превращается в металлолом.
Кроме этого, можно выделить определённые и непредельные свойства объекта. К определённым качествам относится определённая совокупность химических элементов, определяя данный объект как определённый объект материального мира. Определённые свойства, принадлежащие только одному объекту, называют особенностями объектов.
Некоторые свойства носят постоянный характер, а другие могу возникать, изменяться и исчезать.
В философии под качеством товаров понимается совокупность свойств, которые имею постоянных характер.
С точки зрения экономики понятие качество основывается на потребительскую ценность и востребованность продукта. Потребительская ценность направлена на удовлетворение бытовых потребностей человека в пище гигиене и других областях. В случае, когда товар удовлетворяет потребности нескислых лиц, он является общественно полезным.
С точки зрения права, качество товара проявляется в таком свойстве, как соответствие предъявленных требований стандартов и технических регламентов, а так же нормативных актов и договоров.
Таким образом, в юриспруденции, требования к качеству товара имеют жёсткую регламентацию, и четко прописаны конкретные требования к каждому виду договоров. Наличие или отсутствие данных характеристики позволяет назвать данный товар качественным либо не качественным.
Следовательно, качество предполагает собой сравнение как положительных характеристик так и отрицательных. При этом соответствие большинству требований и стандартам говорит о том что данная продукция качественная, а если соблюдается не все требования или вообще все стандарты и требования игнорируются, данная продукция имеет низкое качество.
Кроме этого качество продукции может измениться, и не всегда в лучшую сторону. Так, например, если производитель направил товары соответствующие предъявленным требованиям перевозчику, однако перевозчиком были нарушены требования к перевозке данного товара, продукты становятся некачественными.
В отношении товаров можно выделить высокое, среднее низкое качество. Кроме этого, в отношении товаров устанавливаются различные категории товаров, предполагающие набор свойств.
В обществе постоянно возрастает количество потребностей, что ведет к проблемам обеспечения качества услуг.
Кроме этого возникает потребность в создании товаров такого качества, чтобы они могли удовлетворять потребности населения в течении длительного времени. После истечения указанного срока свойства товара могут измениться настолько, что он больше не будет соответствовать требованиям. Продукт станет неподходящего качества.
Кроме этого качество товаров и услуг предполагает безопасность применения ж данных продуктов для жизни и здоровья населения. Для обеспечения соблюдения данных требований государством создается система обеспечения контроля качества товаров и услуг, включающая нормативное регулирование и проведение контрольных мероприятий в отношении производителей и продавцов товаров и услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред.28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 - N 1 (часть I) ст. 1,
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (в ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140
3. Федеральный закон №29-ФЗ от 2 января 2000 г. (в ред. от 13.07.2020) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" // Российская газета. - 2000. - 8 января 2000.
4. 4. Федеральный закон от 10 января 2002г. N 7-ФЗ (с изм. от 14 июля 2022 г.) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 7. - Ст. 133.
5. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О техническом регулировании" // Российская газета. - 2002. - 30 дек.
6. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О коммерческой тайне" // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
7. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (в ред. Постановления Правительства РФ). (В редакции Постановлений Правительства РФ от 24.05.2002 N 287 и от 10.02.2004 N 72) // Российская газета. - 2004. - 19 Feb.
8. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011. О безопасности пищевой продукции / Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mskstandart.ru/upload/file/021_2011_o_bezopasnosti_pishevoy_produkcii.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. № 36 "Об утверждении санитарных правил" // НПЦ ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/4178234/ (дата обращения: 02.02.2023).
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1997 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноября 2000 г. № 32) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - № 11; 2001. - №2.
11. Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) по делу № 2-4230/2020 от 26 июня 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.law. ru/article/26991-judicial-practice-about-accountability-in-the-sector-of-public-catering (дата обращения: 02.02.2023)
12. Алтухова А.А. Правовые средства обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов // Проблемы российской юстиции. 2023. № 3 С. 80-93
13. Амбарцумян А.А. К вопросу о правовом регулировании качества медицинских услуг в сфере косметологии // Инновационная наука. 2021. № 12-1. с. 66-67.
14. Аристов О.В. Управление качеством: учебник / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 240 с.
15. Грицай Н.В., Котуков Д.А. Проблемы обеспечения качества товаров, работ и услуг путем применения защитных мер и мер ответственности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2017. № 1. С. 32-35.
16. Гутникова О.Н. Проблемы нормативного регулирования оценки качества торговых услуг // Стандарты и качество. -2021.- № 3. С. 58-62.
17. Еремеева Т.С., Баженова А.С. Качество социальных услуг: к вопросу стандартизации и правового регулирования // В журнале: Политика и право. Ученые записки. Благовещенск, - 2018 г. -с. 43-50.
18. Каращук О.С., Шипилова С.С. Повышение качества торговых услуг и развитие менеджмента качества в торговле. // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Этерна, 2016.
19. Киселева Н.В. Вопросы административно-правового управления качеством государственных услуг // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2007. № 3. С. 159-166.
20. Крестьянникова М.Ю. Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества государственных (муниципальных) услуг в России // NovaInfo.Ru. 2017.- Том 2. - № 60. с. 235-240.
21. Кудрявцева Л.В., Григорьянц А.А. Проблемы правового регулирования безопасности и качества товаров, работ и услуг // В сборнике: Проблемы российского законодательства и международного права. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. с. 39-42.
22. Куренкова В.П. Контроль качества товаров в системе государственного регулирования торговой деятельности // Российское предпринимательство. 2018. № 11 С. 3289-3300
23. Кучин Н. Е. Обеспечение ведомственного контроля качества медицинской деятельности в субъекте Российской Федерации (на примере Челябинской области). Проблемы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 139-60.
24. Кучин Н.Е., Тюков Ю.А., Огошков П.А. Экспертная оценка региональной системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 3. С. 13-22.
25. Лужецкая П.А., Водолазская Т.С. Правовое регулирование и мотивация обеспечения качества продукции и услуг // Стандартизация и сертификация: опыт Европейского союза и перспективы сотрудничества для России. материалы Международной научно-практической конференции. ответственный редактор И.А. Волков. 2018. С. 338-340.
26. Малахов С.А. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. - 28 с.
27. Мартынов А.В. Перспективы использования механизма "регуляторной гильотины" в регулировании контрольно-надзорной деятельности. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Lobachevsky Nizhny Novgorod University. 2019;(5):143-65.
28. Михеева Е.Н. Управление качеством: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения) / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан; под ред. торговой корпорации "Дашков и Ко". - Москва: Дашков и К⁰, 2019. - 707 с.
29. Мишин В.М. Управление качеством: учебник для студентов вузов / В.М. Мишин. - ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 463 с.
30. Мустафина-Бредихина Д. М. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности: новые правила. Неонатология: новости, мнения, обучение. 2020. № 8. С. 83-86.
31. Никишин А.Ф., Шипилова С.С., Ефимовская Л.А., Майорова Е.А. Влияние качества обслуживания на эффективность розничной торговли // Экономика и предпринимательство, 2017. - № 2-1 (79).
32. Новикова П.Ю., Стрижова А.М., Терентьева О.Н. Практика качества и безопасности пищевых продуктов на современном этапе / П.Ю. Новикова, А.М. Стрижова, О.Н. Терентьева // Цифровая наука. - 2020. - № 11. - С. 49-56.
33. Оборин М.С., Кетова Ф.Р. Правовая институциональная среда регулирования качества туристских услуг // Креативная экономика. 2022. - Том 16. - № 2. - с. 649-664.
34. Палевская С.А. Бадма-Гаряев М.С., Блашенцев М.К. Правовое регулирование управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в условиях применения "регуляторной гильотины" // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021.№. 5. с. 125-129.
35. Панова А.С. Качество товаров, работ и услуг как правовая категория // Журнал российского права. 2010. № 3 С. 79-83
36. Панова А.С. О некоторых особенностях правового обеспечения качества продукции // Российский экономико-правовой журнал. 2010. № 4. С. 242-248.
37. Панова А.С. О нормативном содержании законодательства Российской Федерации в области качества продукции // Российский экономико-правовой журнал. 2010. № 1. С. 248-256.
38. Репин В.В. Опыт внедрения системы управления бизнес-процессами // Методы менеджмента качества. - 2003. №5.-С.12-17.
39. Рогачева Ю.А., Максимова Е.С. Управление качеством продукции // Экономика и общество. 2021. № 3. С. 347-349.
40. Самоховец Д.К. Система управления качеством продукции, работ, услуг как фактор организации прибыли // В кн: Инновационная экономика и современная наука. материалы II Международной научно-практической конференции. Саратов, - 2022. - с. 61-69.
41. Сумачев А. В. Уголовно-правовое регулирование качества государственных услуг // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2018.- № 5.- с. 211-215.Фидельман Г. Н., Дедиков С. В. Бизнес-процессы и организационные изменения // Методы менеджмента качества. - 2002. № 2.-С.11-14.
42. Хисамова Э.Д. Обеспечение качества продукции: учебное пособие / Э.Д. Хисамова, Э.Э. Зайнутдинов // Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 170 с.
43. Цугель Т. М. Десять шагов к процессу создания малой организации // Методы менеджмента качества. - 2003. № 2. - С.16-21.
44. Чистова В.А., Ненахова О.А., Калушко В.А. Правовое регулирование качества продукции и услуг // В сб: Высокие технологии, наука и образование: современные проблемы, достижения и инновации. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. -2020. -с. 96-98.
45. Шацких Е. А. Основные законодательные акты, регулирующие отношения в области качества и полезности продукции // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 571-573
46. Шмалий О.В., Душакова Л.А. Правовое регулирование доступности и качества государственных услуг в сфере предпринимательства // Юрист. - 2017. - № 7. - с. 25-28.
47. Шушпанов С.А. Государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг // Вестник Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Контроль. Право. 2017. № 3, с. 85-91
48. Щепеткина И.В. Правовые основы управления качеством Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический университет, 2019. - 149 с.
49. Яновский А. М. О системе управления качеством продукции // Стандарты и качество. 2013. № 7. с. 56-60.
50. Розничная торговля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.retail.ru.